Средневековый витраж

 
Средневековье в нашем представлении - глубокое прошлое, но это молодая Европа, кипящий котёл из различных интересов: оформление абсолютной власти королей, противодействие этой централизации областей и земель, формирование разных монашеских орденов с совершенно различными эстетическими установками. Происходит историческое ускорение всех процессов. Крестовые походы, впечатление от Константинополя и богатств Антиохии и Иерусалима.
Все воюют со всеми и, одновременно, стараются каждый в своей области сделать нечто выходящее за рамки обыденного: построить небывалый до сих пор по стройности и красоте собор, наполнить его чудесными сокровищами, которые бы привлекали паломников и славились бы далеко за пределами своего королевства или графства.

Приблизительно в это время были сделаны витражи собора Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье. Большая часть из них была разбита во время Французской революции, остались лишь те, до которых было трудно дотянуться. Это окно располагалось в алтарной части и считалось самым значимым.
Какие же сюжеты любит Средневековье? Как правило, сюжет алтарного окна посвящён тому, чьим именем назван собор. Здесь мы видим изображение Креста, Распятия и Вознесения Христа. Почему? Дело в том, что в Пуатье хранилась реликвия - деревянный фрагмент креста, найденного царицей Еленой. В Средние века даже исполнялся специальный гимн, посвящённый этой реликвии:"Vexilla Regis", написанный в конце VI века Венантиусом Фортунатусом. "О, священный Крест! На котором Спаситель принял смерть/ Во искупление грехов наших".

В одной из версий гимна крест эмоционально описывается, и мы это видим, как "сияющее древо, поражающее великолепием и украшенное королевским пурпуром". Все противопоставления христианского сюжета воплотились в этом витраже: Христос умер, но затем воскрес, он Царь Царей и одновременно осуждённый; Он обнажён, но тело его облачено в царские пурпурные одежды.
Средние века – это эпоха Крестовых походов. церковь чтит рыцарей.

Или легендарных, как Роланд, (витраж из Нотр-Дам-де-Пари).
или святых, как Людовик IX.


Кстати сказать, абсолютное большинство святых, как в католической, так и в православной церкви, это либо монахи, либо воины.

Мученик Виктор (Страсбургский собор).


Витражи Шартрского собора. XII в. Франция.



В самом известном своими цветными стёклами Шартрском соборе более 170 витражей, которые занимают площадь около 2000 квадратных метров. Изображения подчинены чёткой системе и отражают троичное устройство общества. Сословия разделены на тех, кто молится, на тех, кто сражается и на тех, кто работает.Все эти группы сословий участвуют в общем строительстве собора и оплачивают его убранство.

Клеймо с изображением плотников. Шартрский собор. XII в. Франция.



Внизу практически каждого окна есть изображение представителей того цеха, который оплатил его изготовление. В данном случае это плотники. Каждый сюжет находится в собственной раме. Это называется «клеймо».

Клеймо с изображением каменщиков. Шартрский собор. XII в. Франция.



Клеймо в виде четырёхлистника с изображением портных. Шартрский собор. XII в. Франция.



Церковь в основе своей – собрание тысяч верующих людей, у каждого из которых могут быть свои предпочтения и идеалы. Часть из средневековых монашеских орденов, таких, как францисканцы или бенедиктинцы, посвятили себя жизни в осознанной бедности. Видный деятель раннего Средневековья Бернар Клервосский, будучи приверженцем аскетизма, полагал, что избыточность украшения церкви отвлекает верующих от молитвы. Самой высшей добродетелью Св. Бернар, лидер Ордена цистерианцев, считал скромность.
Цистерианские интерьеры монастырей представляли собой то, что мы можем назвать "смиренной необходимостью": это чистые, выбеленные пространства.


Там тоже были витражи. Но какие! Никакого цвета, строгость, чёткость геометрического построения. Впрочем, нашлось художественное решение и для этого типа витражей.

Это так называемые "плетёнки".



Стремясь защитить церковные образы от критики иконоборцев, которые видели в изображениях святых рецидив идолопоклонства, папа Григорий Великий (590–604) писал, что изображения — это «книги для неграмотных».
И это, конечно, верно, но лишь отчасти. Витражи, действительно, изображают события из Священной истории. Однако по своему сюжету и композиции многие витражи настолько сложны, что средневековый верующий видимо, понимал в них немногим больше, чем современный турист без пояснений экскурсовода. Витраж — это в первую очередь не послание, а впечатление. Это в первом слое восприятия. А в более глубоком смысле верующий при помощи преображённого света витражей имеет возможность уже на земле совершить паломничество в Небесный Иерусалим.
А мы своё паломничество завершаем в Шартре:

Витражи Шартрского собора. XII в. Франция.


Под розой, c двух сторон от Девы Марии с Младенцем, в узких ланцетных окнах стоят фигуры ветхозаветных пророков. Они держат на плечах четырех евангелистов, что символизирует преемственность Ветхого и Нового Заветов. Иеремия несет Луку, Исайя — Матфея, Иезекииль — Иоанна, а Даниил — Марка. Эта композиция напоминает нам о фразе, которую приписывали французскому философу-платонику Бернарду Шартрскому, жившему в XII веке: «Мы подобны карликам, усевшимся на плечах великанов; мы видим больше и дальше, чем они, не потому, что обладаем лучшим зрением, и не потому, что выше их, но потому, что они нас подняли и увеличили наш рост собственным величием».

Студия «Александрия» много делает для популяризации витражного искусства. Лекция «Средневековый витраж» подготовлена Лейлой Аль-Нуман в очном формате 1-го или 2-х астрономических часов( на выбор). Также она доступна по специальной ссылке в записи Zoom-конференции( прочитана в 2022 году). По вопросам организации лекции обращайтесь на почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.