Студия Александрия – производство витражей и мозаики
художественная студия витража и мозаики
+7(495)719-0532  +7(495)719-0528  +7(916)622-0716   st1108@yandex.ru
 

Для журнала - "Мир и дом"

На вопросы отвечает Александр Глазков, руководитель студии художественного стекла "Александрия", член МОСХ, Союза Художников России, Международной Ассоциации Художников при ЮНЕСКО. Выпускник факультета дизайна МВХПУ им. Строганова. Автор более 150 витражей.

- Наш журнал уже неоднократно рассказывал читателям о витражах. В основном, это был экскурс в историю: готические соборы, стеклянные панно и лампы Тиффани конца 19 начала 20 веков. А что такое современный витраж?

- Такого понятия по сути нет. Есть витраж в современном архитектурном пространстве. Техника настоящего витража претерпела минимальные изменения. Кусочки цветного стекла вырезаются и скрепляются между собой при помощи какого-либо металлического профиля. Любая иная технология - полимерные пленки, лаки - всего лишь имитация, суррогатный продукт. Имитация тоже может быть выполнена качественно, но её природа от этого не меняется. Не случайно пленочные технологии родились в Америке, стране эрзац-культуры. В старой Европе витражи по преимуществу заказывают люди состоятельные. И лозунг "Витраж - в каждый дом" стал актуален только в Новом Свете. "Тот же Парфенон, только дешевле и гораздо новей". Плёнки - фаст-фуд витражного дела. На мой взгляд, в России псевдо-витражи не ждет большое будущее. У нас заказчик совершенно с другой психологией.

- А кто чаще всего заказывает витражи?

- Наш заказчик, как правило, человек состоятельный, семейный, у которого есть свой дом или большая квартира. И которому интересно вкладывать серьезные деньги в свой интерьер. Очень важен личный контакт заказчика художником, разрабатывающего эскиз. Витраж относится к области прикладного искусства. В доме он будет играть активную роль. И в большой степени от художника зависит, станет ли он произведением искусства, либо останется безликим панно из цветных стёкол. Надо сказать, что большинство заказчиков это понимает и трепетно относится к ходу работы.

- Вы работаете в такой узкой области как витраж больше 10 лет. Что изменилось за это время?

- Изменилось всё. Раньше приходилось долго рассказывать потенциальному заказчику, что это такое, из чего витраж делается и зачем он нужен в доме. Теперь заказчик стал "насмотренный", он много ездит по свету, и стекло видел не только в книгах по искусству. Объяснять, что такое витраж уже не требуется. Обсуждение ведётся только в плоскости, "какой он должен быть".
Чисто технологические возможности расширились. 10 лет назад мы работали максимум на 10-15 цветах. Для художника такое ограничение - это мука. Теперь в моей, например, палитре около 120 базовых плюс 50 дополнительных цветов самого лучшего витражного стекла из Италии, Германии, США. Квалификация мастеров-сборщиков выросла раз в пять. В нашем деле, как и во всяком, существует масса профессиональных тонкостей, секретов. Необходимы годы практики, чтобы ими овладеть. Мастер должен властвовать над материалом, а не наоборот.

- На рубеже 19-20 веков в доходных домах было модно устанавливать витражи в подъездах, на лестничных площадках.

- Это классическое место для витража. Сейчас инвестор думает не только об уменьшении себестоимости строительства или ремонта дома, но и о том, что можно сделать такое, чем бы его дом отличался от аналогичного, построенного Иван Иванычем. Изюминка должна быть. Окнами ПВХ и качественными лифтами уже никого не удивить. А витраж - это всегда неожиданность. Свежий пример - дом на Спартаковской. Там витражи в холлах и на площадках каждого этажа. Современное смелое решение, прорыв замкнутого тамбурного пространства. Или совсем другая работа - в Б. Знаменском переулке. Реконструкция старого дома в стиле модерн, потрясающий лепной декор, сюжетная роспись потолочных плафонов. Настоящий дворцовый интерьер! Всё это сделано молодыми московскими архитекторами и декораторами. Автор эскизов витражей - дизайнер, проектировавший решение интерьера. Поэтому сдержанный по цветовой гамме, в меру консервативный витраж идеально вписался в пространство. Это самый стильный подъезд в городе. По пятибалльной шкале он получит оценку 6.

- Какие-то тенденции развития витражного дела можно проследить?

- Конечно. Несколько лет назад витражи делались почти исключительно в частные дома и квартиры. Причём заказчик стремился к минимальному вводу в свой интерьер активного цвета, фактуры, которыми и отличается стекло. Заказы были небольшими - 1 окошко, дверь. Сейчас решать интерьеры стали комплексно. Мы проектируем витражные потолки, купола, перегородки по 30 кв. м. И это уже тенденция. Мелкие работы тоже, конечно, остались, но их доля заметно упала.
Любопытно то, что появились заказы на витражи в общественные интерьеры. А это для меня как художника-монументалиста, особенно интересно. Например, недавно для Дома детского творчества в Ханты-Мансийске была сделана большая работа. Огромное помещение, отделанные мрамором полы, прекрасный зимний сад и яркие, сияющие витражи. Совершенно феерическое зрелище! Хотелось создать ощущение праздника. Поэтому тема нашлась - "тропики в холодном северном городе". Это одна из удач этого года. Если экономическая ситуация будет стабильная, удельный вес таких заказов будет расти. Откройте любую книгу по архитектурному стеклу - в Америке и в Европе витражи прописались в общественных интерьерах. Почему? Да это как раз то, что может преобразить, а иногда и спасти, сухую архитектурную ситуацию, нагрузить цветом и светом пространство. У нас пока мало самих зданий общественного назначения: фешенебельных гостиниц, торговых и развлекательных центров. Но это всё будет, и будет очень скоро. И тогда профессионалы-витражисты будут востребованы на 120%. Как говорит один мой знакомый декоратор, "дайте только простор!"

Лейла Аль-Нуман. 12 октября 2001г. (Для журнала - "Мир и дом").

Студия "Александрия". Специализация: наборный классический витраж из цветного стекла, мозаика, гутное стекло на заказ.
г.Москва, ул.Вавилова, д. 65а. Тел./факс (095) 719-0528, 719-0532.

 

           
ОГРН  304770000329384
1991-2015 ©Студия Александрия – художественная студия витража и мозаики
эл. адрес: st1108@yandex.ru
Никакая часть данной публикации не может быть использована, репродуцирована, передана любым электронным, копировальным или другим способом без предварительного письменного разрешения владельца авторских прав.
Москва, ул. Вавилова, д. 65а, 11 этаж, студия 1108;
тел./факс: +7 (495) 719-0532
+7 (495) 719-0528
+7 (916) 622-0716;