Студия Александрия – производство витражей и мозаики
художественная студия витража и мозаики
+7(495)719-0532  +7(495)719-0528  +7(916)622-0716   st1108@yandex.ru
 

Тема с вариациями для витражей

Какие бывают витражи и как их разместить в интерьере

Что навело людей на мысль создания витража сейчас сказать трудно. Возможно, это были глиняные сосуды со вставленными в дно прозрачными камешками, которые археологи датируют I тыс. до н. э. А может принципиальное решение было подсказано ювелирами, вставлявшими драгоценные камни в золотую или серебряную оправу.
Доподлинно известно, что плоское стекло научились делать только в раннем Средневековье. В готических храмах витражное искусство получило свое наивысшее воплощение. Первые сведения о процессе создания витража датируются XII веком. До нас они дошли в описании германского монаха Теофила. Ранний витраж делался на свинцовом каркасе, который был не очень твердым, со временем окислялся и покрывался мелкими точками. Разноцветные стекла, сваренные в сферических печах, были несовершенны, имели затемнения и пузырьки. Впрочем, со временем стали считать, что эти изъяны придают старым витражам особую прелесть. На Востоке тоже делались витражи, но кусочки стекла скреплялись при помощи специального раствора, похожего на цементный. В России предшественниками витража были слюдяные оконца, украшавшие царские палаты и боярские терема

СТЕКЛО

Настоящий наборный витраж состоит из цветных стекол и каркаса. Российское стекло самое дешевое и достаточно качественное. Но оно не очень интересно художникам-витражистам из-за бедности фактуры и малого количества цветов (их всего 10-15). Наши мастера используют эффектное американское силикатное стекло (фирмы Spectrum, например), некоторые образцы которого напоминают структуру камня. Так, например, в «палитре» студии «Александрия» сейчас более 150 цветов и оттенков. Американским стеклом пользуются все серьезные европейские витражисты, включая итальянцев, у которых есть свои фирмы-производители красивого фактурного стекла. Необходимо иметь в виду, что в витражное стекло делается фактурным только с одной стороны, которая считается изнаночной. Это важно учитывать при монтаже, потому что многие заказчики предпочитают делать фактурную поверхность лицевой. В нашем климате предпочтительно использование для витража более светлых стекол, пропускающих большое количество солнечного света.

КАРКАС

Крепление протяжкой

В зависимости от типа каркаса различают две технологии изготовления витража: крепление протяжкой и техника Тиффани. Протяжкой называется металлический прут н-образного профиля. В его пазы с двух сторон вставляются стекла, а затем края, плотно охватывающие стекло, крепко сжимаются. Чаще всего в витраже используют стекло толщиной 4 мм, но протяжка способна надежно удерживать стекло толщиной 3-6 мм и даже 10 мм. Металлический прут делают из латуни, меди, бронзы, а в последнее время даже из мельхиора. Выбор металла для протяжки продиктован, как правило, соображениями эстетики. Самый ходовой материал — золотистая латунь. С мельхиором работать сложней, сама протяжка дороже, однако на общую стоимость работ это влияет незначительно. В протяжке имеет смысл делать витражи, основу которых составляют геометрические композиции. Они выглядят очень стильно, свежо и без труда монтируется практически в любой интерьер. Стоит такой витраж от 700 $ м2.

Техника Тиффани

Под техникой Тиффани подразумевается изготовление паяного каркаса. Кусочки стекла оборачиваются по контуру медной фольгой, стыкуются и заливаются оловом. Оловянный стык в витраже выглядит не очень красиво, поэтому обычно его покрывают черной или медной патиной. Такой витраж хорошо смотрится даже в небольших помещениях, потому что пайкой можно выполнить контур толщиной всего в 1-2 мм. Совсем тонкие узорные линии наносятся особой краской. При последующем обжиге краска вплавляется в структуру стекла и становится долговечной. Это старая техника, прорисовка деталей часто использовалась в классических витражах для изображения лиц. Немецкие витражисты со свойственным нации педантизмом тщательно выписывали красками мельчайшие листочки.

Техника Тиффани в большей степени позволяет почувствовать рукотворность витража, потому что линии, проведенные паяльником, имеют неодинаковую толщину, более пластичны и выразительны. Своим происхождением она обязана Льюису Комфорт Тиффани — сыну известного ювелира, который в конце 19 в вместе с Джоном Ла Фаржем разработал технологию получения стекла разных оттенков и степени прозрачности. В отличие от стекол чистых цветов, популярных в средневековье, Тиффани научился получать фактурные стекла (которые впоследствии стали носить его имя), экспериментируя с разными добавками. Его стекольная продукция пользовалась необычайной популярностью. Фирменные композиции Тиффани в стиле модерн из причудливых цветов и насекомых стали классикой витражного искусства. У наших мастеров есть специальные сеточки, которые позволяют воспроизводить стрекозиные крылья и тончайшие переплетения орнаментов «от Тиффани». Подлинные витражи и светильники в стиле великого мастера и по сей день являются желанной добычей просвещенных антикваров.

БЕСКАРКАСНЫЙ, ЖИВОПИСНЫЙ

В последнее время достаточно популярными стали витражи в технике пескоструйной гравировки, когда изображение получается нанесением матовой поверхности на прозрачное стекло (от 500 $ за 1 м2). Такой сдержанный по цвету ажурный витраж уместно вводить в помещения, где уже достаточно цветовых акцентов.

Существует «бескаркасный», живописный витраж, который собирается из цветного стекла, расписанного керамическими красками. После обжига краски спекаются со стеклом и составляют одно целое.
Упрощенные варианты витража, многочисленны как бедные родственники, и весьма многообразны. В одном случае умельцы делают пленочный псевдовитраж, в котором рисунок создается прозрачной пленкой (250$ за 1 м2). В другом витраж имитируют наклеенной на стекло прозрачной бумагой с готовым узором или обычной раскраской стекол масляными красками без всякого обжига. Популярные в советское время дешевые, «сниженные» варианты витража сильно дискредитировали эту чудесную технику. Ведь при росписи стекла и дальнейшем спекании остается тонкая пленка, которая лишает краски сочности, а покрытия лаками и пленками зачастую выглядят скучно, безжизненно и… дешево.

Ложные окна и потолок-купол

Витраж часто играет доминирующую роль в помещении, как магнитом притягивая к себе взгляды и завораживая. Поэтому место и размеры витражной композиции лучше определить на этапе проектирования интерьера. В технике витража можно сделать не только окна, двери, перегородки, но и лампы, потолки и даже пол (под защитой из прочного стекла)! Грамотно подобранный витраж способен скорректировать планировку квартиры: например, в глухой стене можно прорезать ложные витражные окна и сделать искусственную подстветку или смонтировать витражный потолок-купол. Стекла в створках кухонных шкафов можно заменить на витражные, и даже вытяжку украсить подходящей композицией.

Витражи стойки к воде, бытовой химии и парфюмерии. Но лучше, все-таки, чтобы на них не попадали брызги и моющие средства. Если очень хочется использовать витраж в качестве дверцы душевой кабины, придется его спрятать в герметичный стеклопакет. Витраж нельзя размещать внутри сауны или бассейна, в остальном он неприхотлив. Ухаживать за ним следует также как за оконным стеклом.

Витражное творчество не заканчивается эпохой модерна. Витраж в моде, техника обогащается новыми мотивами. Отечественные мастера-витражисты не только прекрасно освоили сложную технику Тиффани, но и делают совершенно оригинальные вещи: фантастические лампы в форме викингской ладьи, роскошные витражные перегородки под 30 м2 и остроумные «обманки» типа псевдовыпуклых окошек «в шашечку».

После того, как согласован эскиз, на изготовление средних размеров витража (2-10 м2) уйдет от двух недель до месяца в зависимости от сложности эскиза и загруженности мастеров.

Марина Ермак (Заморская)
Журнал - "Material magazine"

Студия "Александрия". Специализация: наборный классический витраж из цветного стекла, мозаика, гутное стекло на заказ.
г.Москва, ул.Вавилова, д. 65а. Тел./факс (095) 719-0528, 719-0532.

 

           
ОГРН  304770000329384
1991-2015 ©Студия Александрия – художественная студия витража и мозаики
эл. адрес: st1108@yandex.ru
Никакая часть данной публикации не может быть использована, репродуцирована, передана любым электронным, копировальным или другим способом без предварительного письменного разрешения владельца авторских прав.
Москва, ул. Вавилова, д. 65а, 11 этаж, студия 1108;
тел./факс: +7 (495) 719-0532
+7 (495) 719-0528
+7 (916) 622-0716;