Студия Александрия – производство витражей и мозаики
художественная студия витража и мозаики
+7(495)719-0532  +7(495)719-0528  +7(916)622-0716   st1108@yandex.ru
 

В православном храме

Тема "Витраж в православном храме" не только необычна, а в чем-то даже и парадоксальна. Первоначальной реакцией большинства собеседников, с которыми автор обсуждал этот вопрос, было вполне закономерное недоумение. И действительно, мы привыкли связывать искусство витража исключительно с католической традицией. Может быть, мы и сможем вспомнить когда-либо виденные нами витражи в православных церквях и соборах, но они все же явно уникальны для традиционной русской архитектуры.

Появление за последние годы у художников-витражистов интереса к объектам русского церковного зодчества - явление, безусловно, интересное, хотя и неожиданное. Связано это, несомненно, с оживлением нашей церковной жизни, и сопутствует огромной работе по восстановлению и реставрации разрушенных российских храмов и монастырей. В православных церквях Москвы и Петербурга стали появляться наборные витражи из цветного стекла. Быстрое год от года увеличение их числа позволяет говорить уже об определенной тенденции. Можно предположить дальнейшее распространение такого рода работ. Как цветное, так и бесцветное гравированное стекло старается найти свою "нишу" в оформлении наших храмов. И явление это, безусловно, заслуживает внимания и требует всестороннего анализа.

В своем отношении к пространству русское зодчество противоположно западноевропейской архитектуре, в особенности готике, с которой тесно связано развитие витражного искусства. Если условным символом русского зодчества можно назвать стену, то символ западной архитектуры - это, безусловно, окно. На протяжении столетий в западной архитектуре окно преобразовывается как конструктивно, так и по содержанию. С появлением стрельчатых арок в готической архитектуре размер окна увеличился, в городских соборах пролет окна определил высоту этажа, это обстоятельство способствовало появлению и расцвету средневекового готического витража. В пространстве собора витраж преобразовывал стену и даже принимал на себя, ее функции.

Что происходит в это же время на Руси? Преобладающее значение, как в экстерьере, так и в и терьере зданий получила массивная стена с окнами - бойницами. И, вероятно, не случайно возникло сравнение северного русского храма с неприступным воином. "В интерьерах утверждалось преобразование массы, где вертикальность узких просветов между столбами не позволяла одним взглядом охватить высоту помещения". В древнерусском храме не было места витражу, и появиться он там, безусловно, не мог.

До 17 века русский храм знал только то, что мы обычно называем термином "художественное остекление". То есть в переплеты оконных рам вставлялись куски геометрически нарезанного цветного стекла, слюды и ей подобных материалов. Подобное остекление можно найти еще в храмовых постройках РИМА. В базиликах времен раннего христианства "использовали в окнах для приглушения дневного света алебастр и селенит". Цветные витражи появились впервые в 6 веке в Византии в соборе Святой Софии. Скорее всего, это были мозаичные витражи с геометрическим рисунком.

Цветное остекление было широко распространено в ХУ11 веке и применялось на Руси в интерьерах боярских и княжеских теремов и палат. Вероятно, как модное явление цветные стекла перешли и в храм. Интересно, что стекла иногда вставлялись в деревянный переплет, рисунок которого являл собой шести- или восьмиконечный крест. Подобное окно мы можем видеть, например, в храме во ИМЯ Царевича, Димитрия в Угличе, в храмах того же периода в Костроме.

Московское барокко, как и барокко вообще, "стало культурой, прежде всего аристократической. Типами зданий, где развертывались основные процессу стилеобразования, стали дворец и храм." Новое сочеталось с традиционным, образуя весьма своеобразней сплав. Современники царевны Софии и Петра Первого, подпавшие под обаяние западной культуры, стремились устроить интерьеры "на фряжский манер" и вставляли в оконницы "стекла с личины".

В конце 17 века мы видим уже появление западных витражей в русских храмах. Один из примеров тому витражи, бывшие некогда в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Они были привезены из Нарвы и подарены Петром Первым Л.К. Нарышкину. Тот велел поставить их в храме Покрова, По свидетельствам, сюжеты были светские.

Таким образом, в конце 14 века мы уже видим в православном храме вещи, никак не связанные с литургической жизнью. Обмирщение стало явным, оформление храма потеряло былую целостность и стало поражать, прежде всего, изяществом и великолепием отделки.

Исследователя русского церковного искусства всегда подчеркивают, что весь синодальный период Русской Церкви был ориентирован на западное искусство. Западное влияние на оформление православные храмов можно легко проследить на примере зодчества юго-западных окраин России. В церквях Киева появляются витражи, расписанные в пышном барочном стиле. По сути, они являли собой кальку с польских и германских образцов, того периода.

Интерес к произведениям из цветного стекла возрождается в 14 веке. Единственное доведшее до на с той поры произведение - грандиозный алтарный образ в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. В главном алтаре находится витраж "Вознесение Христа". Это один из крупнейших витражей мира. Выполнен он был на Мюнхенской мануфактуре по проекту архитектора Кленце. Величественная, несколько тяжеловесная фигура Христа трактована в традициях, академической живописи. Разъединенность образа и техники исполнения не позволяет ставить этот витраж в один ряд с признанными шедеврами витражного искусства.

Но в целом этот алтарной образ вполне отражает дух и настроение того периода в русской ЖИЗНИ. Алтарный образ из икон превратился в иллюстрацию празднуемого события, поэтому и неважно, какова его форма. Иконописцев заставляли "смиренно" подражать католическим мастерам. "Нарушение в евхаристической жизни привело к тому, что икона часто превращалась в картину на религиозный сюжет, и почитание ее переставало быть в подлинном смысле православным". Поэтому и данный витраж мы рассматриваем как органичную часть оформления храма, построенного по западным образцам в подражание католическим соборам.

Формальные поиски архитектуры конца 19 - начала 20 веков затронули и церковное зодчество. В этот период храмы строились преимущественно в романтическом неорусском стиле, совмещавшем в себе идеалы допетровской архитектуры с новым направлением модерн. Архитекторы, проектируя новый храм, закладывали витраж как неотъемлемую часть целостного образа. Впервые цветное стекло в православном храме перестало носить характер случайности. По сравнению с предшествующим периодом модерн много полнее раскрыл эстетический потенциал витража, его способность украшать и одухотворять пространство, формировать особый образ интерьера, передавать сложную гамму эмоций и настроений.

Интересным для нас примером витражного искусства эпохи модерна являются великолепные витражи во втором ярусе алтарной апсиды храма Свт. блг. кн. Александра Невского в Иерусалиме, храм принадлежал Русском Духовной Миссии и был построен в конце прошлого века. Витражи прекрасно сохранились до нашего времени и поражают своей гармоничной красотой паломников. Примерно в этот же период выполнены витражи для русской церкви в Германии.

"Вопрос церковного искусства в наше время связан с возрождением литургической жизни, со стремлением осмыслить, в применении к современности, оформление православного культа. Конечно, на протяжении веков в Церковь вносилось много такого, что, хотя и могло соответствовать другим эпохам, теперь мы не можем принять как правильное," - писал в свое время Л. Успенский. Сказанное вполне применимо к нашей сегодняшней ситуации. "Сегодня нет устоявшегося и высказанного мнения Церкви о церковном искусстве, а уж тем более контроля церковной власти над ним. И в ограду Церкви принимается практически все". Учитывая последнее замечание, становится ясно, что основным является вопрос профессиональной честности и ответственности каждого художника, выполняющего для храма ту или иную работу. Вторжение в традиционно сформировавшийся интерьер русской церкви новой для него техники - витража - дает результаты как положительные, так. к сожалению, и сугубо отрицательные. За последнее десятилетие появилось немело интересных работ в православных храмах России, выполненных в стекле. Не имея возможности в статье подробно описать все имеющиеся современные витражи, остановимся лишь на некоторых примерах.

Одним из первых, после долгого перерыва, опытов по введению витражей в русский храм стал запрестольный образ в алтаре храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе. Витраж "Воскресение Христово" был выполнен в 1984 году и представлял собой неканонический образ в академической манере, что роднит его с витражами середины ХЛ века.

Витражи в Домовой церкви резиденции Наместника Свято-Даниловского монастыря в Москве были сделаны автором Артемьевым. Сюжет - Деисус - в центре - Господь Вседержитель, по обеим сторонам предстоящие Божия Матерь и Иоанн Креститель. Фигуры изображены в соответствии с иконографическим каноном. Роспись ликов исполнена эмалевыми красками в деликатной и мягкой манере в соответствии с православной иконографией. Витраж выполнен в желто-синей общей гамме, практически без каких-либо оттенков, что придает изображению несколько сухой характер.

В том же Свято-Даниловском монастыре были сделаны в 1994 году авторами Аль - Нуман Л. и Бабкиной Е. витражи в Поминальной часовне. Часовня была построена в 1988 году в неорусском стиле, и окна ее специально были спроектированы и "прорублены" под будущие витражи. Сюжет - Распятие Христово с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом. Цветовая гамма приближена к цветам традиционной русской иконы. В своей работе авторы старались следовать принятому иконографическому канону, сводя к минимуму возможные переклички с католическим западноевропейским витражом. Этот момент был специально оговорен заказчиком.

Пример введения витражей в уже сложившийся интерьер церкви Знамения в Переяславской слободе. Храм построен в стиле московского барокко. В главном алтаре запрестольный образ - Спас в силах - выполнена технике наборного витража с росписью. Иконография образа и гамма соответствует канонам православиий иконописи. В отличие от алтарного образа, в том же храме имеются и другие витражи, они никак не связаны со своим окружением. Как гамма, так и рисунок - орнамент - носят характер случайности. Необходимо заметить, что окна центрального барабана храма явно не проектировались под витражи и до недавнего времени выполняли свою прямую Функцию - служили для освещения подкупольного пространства. Сейчас же центральная часть церкви пребывает в полумраке, что препятствует цельному восприятию архитектурного пространства.

Совершенно иной подход к работе на стекле мы можем видеть в храме Свт. Димитрия Ростовского в Очакове. Авторы предложили заказчику витражи в технике пескоструйной гравировки на бесцветном стекле для окон и дверей храма. Церковь в стиле петровского барокко была построена в середине 18 века. Орнаментальные композиции, первоначально по - барочному "закрученные", впоследствии приобрели более спокойный характер, свойственный русскому орнаменту. Это больше соответствовало привычному представлению о русском стиле. Гравировка на окнах и дверях образовала торжественную и, вместе с тем, легкую и ажурную композицию. Она органично вписалась в интерьер храма, не разрушая традиционные представления о том, как должна выглядеть русская церковь.

Думается, что именно это направление имеет неплохую перспективу. Гораздо сложнее решается задача введения в оформление храма цветного наборного витража. Исходя из своего личного опыта работы в этой области, можно сказать, что тут у художника, как и у врача, первым принципом должен быть принцип" Не навреди". Даже художник - профессионал в своем деле, не всегда, а, откровенно говоря, весьма редко разбирается в церковном искусстве. Именно это будет "камнем преткновения" для авторов будущих витражных работ, а они, безусловно, будут появляться в наших храмах.

Витраж играет исключительную роль в создании особой атмосферы в помещении, где он расположен. И, зачастую, он становится самодовлеющим, властвующим над окружающим его пространством, принимая на себя Функцию центра зрительного притяжения. Соответствует ли это характеру оформления нашего русского храма, чей интерьер существенно отличен от интерьеров католических соборов?
Витражи или цветные витражные клейма, не заполняющие окна целиком, весьма уместно смотрелись бы в иных церковных помещениях: например, в классах воскресных школ. Представляется, что решать, стоит ли делать цветной витраж в православном храме, надо в каждом конкретном случае очень осторожно. И, скорее всего, делать это надо только в исключительных случаях, то есть когда храм уже спроектирован с учетом присутствия в нем витражей. В иных моментах стоит, думается, или отказаться от этой идеи, или вводить цвет локально, в малом количестве, никак не меняя в корне всего композиционного строя оформления данной церкви или собора. В любом случае мы не должны удовлетворять свои художественные амбиции, вводя в оформление храма элементы, чуждые тысячелетней русской православной культуре.

Витраж, как явление, уже есть, и он имеет право на существование, но его Форма должна органически входить в интерьер православного храма, не разрушая его исторически сложившийся образ.

Москва. Аль-Нуман Л. А.

 

           
ОГРН  304770000329384
1991-2015 ©Студия Александрия – художественная студия витража и мозаики
эл. адрес: st1108@yandex.ru
Никакая часть данной публикации не может быть использована, репродуцирована, передана любым электронным, копировальным или другим способом без предварительного письменного разрешения владельца авторских прав.
Москва, ул. Вавилова, д. 65а, 11 этаж, студия 1108;
тел./факс: +7 (495) 719-0532
+7 (495) 719-0528
+7 (916) 622-0716;