Студия Александрия – производство витражей и мозаики
художественная студия витража и мозаики
+7(495)719-0532  +7(495)719-0528  +7(916)622-0716   st1108@yandex.ru
 

 

ВИТРАЖИ АР-ДЕКО

 Ар-Деко – эклектичный, но стилистически цельный  стиль, представляющий собой сплав модернизма и нео-классицизма. Витражи в интерьерах Ар-деко – максимально простые и чёткие по своему архитектурному рисунку.

AD1

Интерьер: Eric Bagge. 1925.

 AD2

Интерьер отеля Claridge в Лондоне.1929-1930.

AD3

Отель Claridge, Лондон.1930.

AD4

Интерьер ванной комнаты. 1930.

Чаще всего, в витражах этого типа используется бесцветное или тонированное стекло с фацетом и без него. Также можно встретить однотонное фактурное стекло. Широко используются зеркала, как обычные, с  серебряной амальгамой, так и слегка тонированные.

Потолочные плафоны также лишены цвета, максимум – два-три близких друг к другу тона.

AD5

Интерьер: русский по происхождению архитектор Серж Черняев. Великобритания. 1930

 AD6

Архитектор: Andre Frechet.1925.

 AD7

Отель Palm Court. Огромный купол «Peacock Dom» с рисунком в виде стилизованного павлиньего хвоста.1929.

Техника исполнения витражей, преимущественно, наборная, в отличие от предыдущего стиля Ар Нуво, предпочитающего тиффани. Протяжка бронзовая, латунная, медная или мельхиоровая. В технике «тиффани» обычно делаются витражи из криволинейных фацетных элементов. Возможные цвета металла в технике «тиффани»: серебристый блестящий, медь, медь антик, тёмно-коричневый.

AD14   AD15


 

AD8  Образцы протяжки.

  AD9

Витраж из криволинейных фацетных элементов.Студия «Александрия».  Полированное осветлённое стекло, односторонний фацет. Техника «тиффани». 2014г. Интерьер: Александр Данилов, Екатерина Сметанина.

 Интерьеры современных архитекторов, работающих в стиле Ар Деко, требуют адекватного подхода. Поэтому проектирование витражей всегда начинается с анализа конкретной архитектурной ситуации и изучения исторических аналогов. Некоторые решения прямо подсказаны самими авторами интерьеров, ведущими проект. Это нормальный здравый подход , и мы никогда не пытались рассматривать указания архитекторов как «вторжение на нашу каноническую территорию». Давайте не будем забывать, что автор проекта видит всю картинку своего пространства целиком, в то время как мы чаще всего решаем локальную задачу. Наша совместная цель – сделать гармоничный интерьер. Роль витража в нём, солирующая или, наоборот, вспомогательная определяется архитектором или дизайнером интерьера. Как профессионалы-витражисты, мы обязаны сделать красивый проект и воплотить его в отличном качестве.

Естественно, все технологические решения – это прерогатива витражистов. Архитектор не обязан досконально знать все плюсы и минусы витражных техник, особенностей различных видов стекла. Тут важны квалификация и опыт узкого специалиста-витражиста.

Работы студии «Александрия» в стиле Ар Деко, выполненные в разное время:

  

AD10                                                                        AD11

Интерьер: студия Татьяны Борониной. Витражи: Студия «Александрия» Витражный плафон и двери: тонированное бронзовое фактурное стекло, в плафоне - матовое, латунная протяжка. Конструкция витражного плафона: сталь с покраской под бронзу.

 В дверях и перегородках эффектно смотрятся фацетные элементы:

Иногда это крупные системообразующие детали:

 

AD12   

AD13

 

AD13.1  AD13.2

 

Иногда это маленькие вставки в поле геометрического витража:

  

 

Посмотрите, какое внимание уделяется подбору стекла:

 

AD16

Бесцветное фактурное стекло Spectrum( фактуры 100G, 100W), полированное осветлённое стекло, односторонний фацет 12мм.

 В витражах, выполненных в стиле Ар Деко, как мы и говорили выше, активную роль играет не цвет, а рисунок.

 

AD17

 

AD18

Радиусный витраж-перегородка между санузлом и прихожей отражается в зеркальной стене. Она также выполнена в технике наборного витража: зеркала 4-х оттенков, латунная протяжка.

Фрагменты:

 AD19    AD20      

Характерным способом декорирования для интерьеров Ар Деко является пескоструйная гравировка на зеркале.

AD21

Ванная комната на 52-м этаже Manhattans Chanin Building.1929.

 На стекле можно выполнить многослойную гравировку. Это альтернатива традиционному цветному витражу.

Несколько примеров витражей 20-30-х гг. ХХ века:

 

AD22  AD23

Гравировка выполняется в несколько слоёв на стекле толщиной от 4 мм. Лучше всего брать полированное осветлённое стекло 6-8мм. В этом случае рельеф можно задать с наилучшим объёмом.

 Мы говорили о том, что большинство витражей, выполненных в 20-30-е годы ХХ века просты по рисунку. Но, вместе с тем, мы не можем обойти вниманием работы сверхсложные. Такие, например, как молированные рельефы фирмы Lalique в знаменитом поезде «Восточный экспресс». Кадр из фильма про сыщика Эркюля Пуарро: 

AD24  AD25

Рельефами и скульптурами из стекла серьёзно занималась наша известная скульптор В.И.Мухина.

Мы имеем опыт выполнения подобных рельефов. Что такое молирование: делается рельеф, и с него снимается форма, куда засыпается стекло в мелкой фракции. Всё ставится в муфельную печь, где происходит запекание стекла при температуре около 1200⁰С. Это сложный технологический процесс, который осуществляется по определённой схеме, рельеф должен остывать около полутра суток, стекольная смесь должна быть качественной и проч.  Риски выполнения таких работ состоят в том, что при некачественной работе уже готовый отлитый рельеф может треснуть из-за возникшего в нём напряжения. Это не означает, что такие работы делать не нужно. Просто надо серьёзно подходить к выбору мастерской, где вы собираетесь такой рельеф заказать.

AD26

Рельеф – копия с образца Lalique.

 И, наконец, мы рассмотрим одну из наших нашу работ, выполненную в композитной технике: когда в одном витраже мы можем увидеть несколько техник. Например, этот витраж выполнен в технике «тиффани», но его детали – пескоструйная гравировка в два слоя.

 

AD28   AD29

Если мы говорим о чистом стиле, то следование канонам Ар Деко возможно исключительно в аутентичных интерьерах. На практике мы имеем запрос более эклектичный, и тут возможно и более активное введение цвета. Хотя количество цветов предпочтительнее ограничивать.

AD30   AD31

 

 

AD32

   AD32.1

 

 AD33

  

AD34

AD35

 

Такие витражи выглядят более сдержанно по сравнению с богатыми цветами неоготики и Ар Нуво. Тут всё дело в нюансах, и сочетание белого с белым смотрится, на наш взгляд, интереснее и тоньше, чем многоцветие цветного витража.

AD36

AD36.1   AD36.2

 

В последнее время популярностью пользуются такая техника, как УФ-склейка и наборный фацетный витраж. Это стекло без металлической протяжки.

  

AD37 

AD38

AD39  AD40

Витраж в технике уф-склейки 2015 г. Студия «Александрия».Москва.

Фацетные элементы могут быть как стандартными (определённых размеров и конфигурации), так и нестандартными, то есть выполненными на заказ. В последнем случае можно сделать элементы из полированного осветлённого стекла. Элементы накладываются на цельный стеклянный лист и приклеиваются к нему при помощи специального состава под воздействием ультра-фиолетового света.

 Ещё одна техника, получившая распространение в 20-30-х гг.ХХ века – алмазная грань. На стекле, толщиной обычно от 6 до 10 мм вырезается рисунок. Как правило, это геометрически стилизованный орнамент либо геометрическая композиция. Ширина и острота граней может быть различной. Есть возможность делать грань круглой, а не острой, хотя классический вид имеет именно острая грань. Красота витража в этой технике проявляется, прежде всего,  в игре света, отражающегося в гранях. Поэтому чаще всего рекомендуется делать такой рисунок на бесцветном или легко тонированном полированном стекле. На матовом стекле алмазная грань будет работать исключительно за счёт графики линий.

 

      AD41                              AD42

AD43  AD44

 

           
ОГРН  304770000329384
1991-2015 ©Студия Александрия – художественная студия витража и мозаики
эл. адрес: st1108@yandex.ru
Никакая часть данной публикации не может быть использована, репродуцирована, передана любым электронным, копировальным или другим способом без предварительного письменного разрешения владельца авторских прав.
Москва, ул. Вавилова, д. 65а, 11 этаж, студия 1108;
тел./факс: +7 (495) 719-0532
+7 (495) 719-0528
+7 (916) 622-0716;