Студия Александрия – производство витражей и мозаики
художественная студия витража и мозаики
+7(495)719-0532  +7(495)719-0528  +7(916)622-0716   st1108@yandex.ru
 

Как выполняется роспись купола

1

Часто вдумчивых заказчиков интересует не только результат выполненных нами работ, но и того, как, собственно, происходит сам процесс. Это облегчит взаимопонимание между художником, архитектором, прорабом и заказчиком. Итак, выкладываем  репортаж с одного из заказов.

Вводные: загородный дом в Подмосковье, купольное пространство в центральном холле, архитектор ориентирует нас на роспись в классическом духе ( небеса; орнамент). Предварительно задание  выглядело приблизительно так, но было оговорено, что пока рисунок условный. Сохранится только то, что будет именно 3 светильника, а не один большой:

3   2

Первый этап – работа с чертежами, первый выезд на объект, где мы должны не только вникнуть в  архитектурную ситуацию, но и оценить возможные сложности выполнения работ:

На этом же объекте мы уже выполнили и смонтировали витражи. Так что стиль и масштаб мы должны привязывать в том числе и к ним. Делаем эскизный проект с орнаментом, имитирующим лепнину. Центральную розетку предлагаем сделать также росписью.  Если её выделять из общей композиции и делать настоящей гипсовой – будет перебор в техниках. Делаем два варианта эскиза, подставляя различные типы облаков. Искали образ к понятию «ощущение безмятежности»:

4   5

Эскизный проект принят. Ещё на этапе работы над ним, мы делаем отдельный фрагмент росписи. Это не только для архитектора и заказчика(которые хотят понимать, каков именно по исполнению будет  результат) , но и для нас( мы проверяем масштаб и расписываем технологические этапы всей работы). По большому счёту, без фрагмента невозможно рассчитать стоимость работы: ведь роспись и руки, её выполняющие, бывают очень разные. Пять человек по одному и тому-же маленькому эскизу выполнят пять совершенно разных работ. И руководитель конкретного проекта обязан подготовить эталонный образец для всех исполнителей. Теперь уже никто не может сделать шаги вправо или влево; в монументальной работе группой действует принцип управления коллективом по образцу диктатуры. Ну, в общем, всё , как у архитекторов.)

Нам  поставили леса. Выезжаем на объект на точные замеры, заодно примеряем наш образец. В масштаб попали:

Выясняется, что чертёж и объект – это разные вещи. В принципе, это нормально – расхождение по размерам  на бумаге и в реальности. Если бы изображение было бы свободным, всё было бы гораздо легче: можно передвинуть некоторые части рисунка без потерь . Но орнамент строится геометрически, и изменение одного из параметров ведёт к полной перестройке всего эскиза. Справляемся, конечно, с этим. Слава богу, человеческий глаз – не компьютер, и ему нужна не точность, а видимость правильности. Растаскиваем, поджимаем, поворачиваем некоторые  элементы. Это опыт, двадцать шесть лет в профессии учат тебя всему. Грунтуем поверхность и закладываем основной фон. Лихая работа. Благодаря неправильно выставленным параметрам камеры, она становится прямо-таки артистическим актом:

8

Покрашено добротно. Светлое небо, хорошее. Через два часа на него начинают набегать облака:

Со стороны глядя, наша работа может выглядеть, как балет:

Товарищ, не забывай, что под тобой двенадцать метров высоты. Пристегнись и проверь карабин:

14  15

А работа идёт своим чередом. Всё меняется на глазах. Строители из  сербской бригады время от времени подходят, смотрят и что-то тихо обсуждают между собой. «Хорошая работа, чистая, спокойная, да? »

16

17

После первых четырёх часов стояния с поднятой рукой и запрокинутой головой начинает ломить шею. Поэтому каждый рабочий час нужно объявлять перерыв на 5-10 минут: размяться, выпить кефирчику, съесть пирожок. И, наконец, просто посидеть и, заставляя себя оторвать взгляд от работы, посмотреть в окно:

19

Подход у каждого руководителя проекта на распределение времени свой. Я, например, придерживаюсь чёткого регламента: час-перерыв- час-перерыв. И требовательным голосом призываю всех слезать с лесов. А Александр  считает, что работать нужно, как он говорит, «до упора», только потом отдыхать. Мы с ним спорим, и побеждает дружба в виде единственно возможной и правильной точки зрения. )

Немного репортажных съёмок. Бригада наша состоит из четырёх человек, мы знаем друг друга много  лет. Все - выпускники Строгановки. Это Александр Глазков, руководитель всей Студии  этого проекта, в частности:

20

Это Иван, студент 4-го курса. Лучшей практики, чем реальный объект, не бывает:

21

Это Светлана Керн, специалист по росписи и иконописи:

22

Ну а это Лейла Аль-Нуман, главный художник Студии «Александрия»:

23

Работаем мы здесь акрилом. Хороший материал для росписи: быстро сохнет и в тоне проседает не слишком активно. Естественно, все колера намешаны заранее. Кисти мы предпочитаем синтетические. Важно подобрать все рабочие инструменты так, чтобы они соответствовали характеру росписи. Для заполнения плоскостей – плоские кисти, на мазок – естественно, круглые. Так как работа достаточно тонкая, кончик кисти обязательно должен собираться в точку. Работа по материализации продолжается:

24

25

В общей сложности, на эскиз и подготовительные работы ушло две недели, и на непосредственную работу на объекте – ещё три. Сроки пришлось сжать по требованию прораба, поэтому выходные были только по воскресеньям.

27

Завершающий этап. После того, как убирают леса, наконец, видим всю работу целиком:

29

Работа сдана в июле 2013года. Руководитель проекта: Александр Глазков, художники: Л.Аль-Нуман, И.Глазков, С.Керн. Архитектор объекта – Алёна Румянцева.

 

           
ОГРН  304770000329384
1991-2015 ©Студия Александрия – художественная студия витража и мозаики
эл. адрес: st1108@yandex.ru
Никакая часть данной публикации не может быть использована, репродуцирована, передана любым электронным, копировальным или другим способом без предварительного письменного разрешения владельца авторских прав.
Москва, ул. Вавилова, д. 65а, 11 этаж, студия 1108;
тел./факс: +7 (495) 719-0532
+7 (495) 719-0528
+7 (916) 622-0716;